Странное слово «реабилитация» больше похоже на оправдание, чем на восстановление. Зачастую оно подменяется адаптацией, т.е. простым примирением с тем, что победить невозможно. А на самом деле процессы реабилитации тоньше и мощнее, чем лечебная физкультура.
…
Это ведь приходит вдруг, безо всякой подготовки.
Ты всегда знал, что отвечаешь за свою жизнь, за своё дело, чувствуешь их, держишь в руках. Но однажды всё, что было понятным, устойчивым и послушным твоей воле, оказывается шатким и непредсказуемым.
Ты всегда был уверен в себе, в своей силе. Логика рынка и производства, логика денег и служебных отношений выстраивали алгоритмы, понятные и послушные тебе. Подвластные тебе. А сейчас ты даже не догадываешься, как подступиться к бессилию.
Это Нечто просто вламывается в твою жизнь. Ты можешь говорить себе: «Я ещё не готов… Ещё немного», но оно холодно постукивает по стеклу часов. Тело, привычное к своей автоматической правоте, оно вдруг превращается в непослушный, слабый и бесполезный – не работающий – механизм.
Ты просто оказываешься один на один с тем, что ты теряешь.
…
Но ты должен знать, что есть кто-то, кто будет полезен. Нет, не полезен – необходим. Кто-то, кто обладает какими-то иными сенсорами и знанием иных взаимосвязей. Кто-то, проходивший это не однажды. Профессионально и уверенно.
…
Ольга Викторовна Камаева, один из лучших эрготерапевтов нашей страны, рассказывала историю, свидетелем которой она была в Швеции, когда проходила там стажировку. В ней до изумления наглядно виден особый путь восстановления.
Вы знаете, что такое «мушки»?
Рыболовы знают. Обманка, похожая на мотылька или, например, личинку стрекозы, искусно выделанная для того, чтобы одурачить рыбу.
Такая странная (а с чьей-то точки зрения и вовсе нелепая) штучка вдруг оказывается способной возвращать человека из состояния, казалось бы, невосполнимых утрат. Как яркий мотылёк может выманивать из глубокого омута.
Это конкретный случай, совершенно живая история.
Инсульт. И вот человек вычеркнут. Жена просит реабилитолога хотя бы научить его управляться со своими штанами. Ей не совладать с тремя детьми, да ещё и с внезапно превратившимся в ребёнка мужем. В котором истаивает воля и вера в то, что он на что-то способен.
И главный вопрос, который возникает у специалиста, амбулаторного эрготерапевта, в обращении к пациенту: «Чего же хотите Вы сами?».
Вот оно – главное. Вы. Сами.
Казалось бы, там уже некого спрашивать, и надо просто заниматься вспомогательной механикой. Но…
Специалист узнаёт, что делом жизни этого человека были… «мушки». Его хобби, его страстью, его таинством, его способом уединения. Да-да, эти малюсенькие произведения терпения. И пациент с трепетом показывает свою невероятную коллекцию, смахивающую на музейный каталог.
И тогда такая малость – привычная любовь к тонкому, выстроенному ремеслу – становится невидимой опорой для того, чтобы «между делом» научиться справляться и со штанами. Потому что если опираться на то, что человека действительно волнует, то проблема самобеспечения становится «всего лишь» довеском к чему-то главному, ценному. Вспомним тут это слово – «мотивирует».
Это цели, переставленные местами. Настоящее волшебство работы, в которой неочевидное постепенно превращается в мотор восстановления.
…
Это и есть настоящая реабилитация. Эрготерапевт – специалист, который использует не конвейер малоэффективных шаблонов, а точечную, индивидуальную работу, обращающуюся к глубинным интересам поражённого недугом человека.
Реабилитация не соглашается с бессилием, а противопоставляет ему разумное восстановление, которое невозможно без собственной мотивации пациента. Это не снаружи привнесённое благо, а идущее изнутри желание делать. Вот тогда с этим можно работать. С этим нужно работать. И с этим начинают сейчас работать и в России.
Эта технология столь же виртуозна, как профессиональное изготовление тех самых «мушек» для вылова рыбы.
…
Пусть это вам никогда не пригодится. Но…
У каждого должны быть свои «мушки». Надо знать, куда идти, если всё же Нечто холодными пальцами постучит по стеклу часов.
*Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.