Пациентам с нарушениями речи, глотания, восприятия речи мы предлагаем специализированную программу реабилитации, которая начинается с тестирования логопедом-афазиологом.
Если выявленные в процессе тестирования нарушения требуют корректировки, занятия по восстановлению нарушенных функций включаются в индивидуальную программу наряду с занятиями лечебной адаптивной физкультурой, механотерапией, массажем, физиотерапевтическими и другими процедурами.
Нарушения речи и глотания, как правило, возникают после инсультов, травм головного или спинного мозга. Помощь логопеда-афазиолога также часто требуется людям с онкологическими заболеваниями, болезнью Паркинсона, БАС.
Логопеды-афазиологи в составе мультидисциплинарной реабилитационной бригады работают с такими проблемами, как: афазия, дизартрия, анартрия, дисфагия.
Что такое афазия?
Афазия – это нарушение восприятия речи, расстройство речевой деятельности, которое может возникнуть из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства, вследствие опухолей головного мозга, а также при деменции. Пациент испытывает затруднения или вовсе не может выразить с помощью речи свои мысли и чувства.
Что такое дизартрия?
Дизартрия – это нарушение артикуляции, голоса и резонирования (усиления звука) вследствие пареза артикуляторной мускулатуры. Дизартрия может быть последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства, нейромышечных и нейродегенеративных заболеваний. Крайне тяжелая степень выраженности дизартрии – анартрия. В случае анартрии речь становится полностью или практически полностью неразборчивой.
Что такое дисфагия?
Дисфагия - это нарушение глотания. Крайняя степень выраженности дисфагии - афагия - полное отсутствие возможности глотать.
В случае афазии у пациента могут быть трудности с пониманием обращенной к нему речи; прочтением или пониманием печатного текста. Собственная речь ограничивается отдельными звуками, слогами, словами или речевыми штампами.
В случае дизартрии пациент говорит невнятно, как бы с трудом произнося звуки, темп речи замедляется, может измениться тембр голоса.
Подробнее о признаках нарушения речи можно прочитать здесь.
Нарушения речи после инсульта и других заболеваний, а также затруднения в понимании речи часто сопряжены с психологическим стрессом, который затрудняет процесс восстановления. В таких случаях индивидуальная программа реабилитации дополняется занятиями с клиническим психологом.
Нарушение глотания влечет за собой риск аспирации (попадания жидкости или частичек пищи в дыхательные пути), представляющей угрозу для жизни. В связи с этим данное нарушение должно быть отрегулировано в первую очередь (с помощью специальной диеты, а также в сложных случаях - энтерального (с помощью зонда) или парентерального (внутривенного) режима питания). В данный момент проблема нарушения глотания актуальна также для пациентов, тяжело перенесших коронавирусную пневмонию. После пребывания на аппарате ИВЛ может возникнуть образование рубцовых, опухолевых и других изменений аппарата гортани или пищевода. Мешать приему пищи может также одышка и дыхательная недостаточность.
В процессе реабилитации возможен переход с одной программы на другую. Например, некоторые пациенты сначала проходят реабилитационный курс, направленный на стабилизацию состояния, после чего переходят на программу для пациентов с нарушениями речи и глотания.
Руководитель логопедической службы реабилитационного центра «Спутник в Комарово», разработчик авторских методик коррекции нарушений речи и глотания:
— Каждый пациент уникален. Есть одинаковые диагнозы и даже схожие зоны поражения, но нет двух одинаковых больных. Даже одну и ту же патологию у разных пациентов надо вести по-разному. Именно такой подход позволяет получить результат и ускорить сроки реабилитации.