«Логопед нужен только тем пациентам, у которых проблемы с речью, чаще всего, детям» - очередной миф, который необходимо разрушить, чтобы люди узнали, что их проблемы можно решить. И решить с помощью логопеда.
За консультацией логопеда-афазиолога надо обращаться людям:
Именно эти люди могут испытывать затруднения не только при произношении слов, но и в понимании речи, а также при глотании еды и жидкости. И вторая, и третья проблемы часто являются проблемами логопедическими.
Очевидно, что у пациентов, столкнувшихся с подобными проблемами, резко меняется качество жизни. Представьте себе, что Вы, никуда не выезжая, вдруг попали в другую страну, населенную иностранцами, которых Вы не понимаете. Слышите звуки, но не знаете их языка. А если в какой-то момент все близкие Вам люди стали такими «иностранцами»? Не удивительно, что в этой ситуации человеку становится страшно, он чувствует себя одиноким, а некоторым даже кажется, что окружающие ведут так себя специально, чтобы поиздеваться над ними.
Не менее серьезна проблема глотка. Здесь появляется риск аспирации, которая представляет угрозу для жизни пациента. Поэтому с этой проблемой работа должна начинаться срочно – сразу после ее выявления, иногда прямо в реанимации.
При поступлении на реабилитацию после инсульта и ЧМТ все без исключения пациенты нашего центра проходят двухдневную диагностику, в которой немаловажная роль отводится логопеду-афазиологу.
Именно он проводит первичные тесты, в результате которых оценивается наличие или отсутствие риска аспирации, выявляются глотательные и речевые нарушения, степень их тяжести, решаются вопросы способа кормления. По результатам тестов принимается решение, в каком объеме на этом этапе реабилитации пациенту необходима помощь логопеда-афазиолога. Очень важно, что тестирование помогает выявить скрытую аспирацию, которая у некоторых больных, на фоне общего тяжелого состояния, диагностируется только с помощью специальных методик.
Ряд пациентов сначала проходит курс реабилитации, направленный на общую стабилизацию состояния и укрепление организма, и лишь затем к работе мультидисциплинарной бригады подключается логопед.
Каждый пациент настолько индивидуален (клиническая картина заболевания, степень тяжести нарушений, осложнения, хронические сопутствующие заболевания), что стандартные методики без адаптации к конкретной ситуации, как правило, не работают. С этой точки зрения, работа логопеда-афазиолога с каждым пациентом начинается как своего рода поиск новой уникальной методики.
Есть одинаковые диагнозы и даже схожие зоны поражения, выявленные МРТ (магнитно-резонансной томографией), но нет двух одинаковых больных. Даже одну и ту же речевую патологию у разных пациентов надо вести по-разному.
Именно такой подход позволяет получить результат и ускорить реабилитационные сроки. Это касается и афатических нарушений, и дизартрии (затруднение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы), и анартрии (отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного состава речевого аппарата), и, особенно, дисфагии. Стандарты ведения таких больных общие, но индивидуальный подход, индивидуальный подбор материалов для ведения пациента является приоритетным и результативным.
АВТОР:
Татьяна Сергеевна Хотякова,
логопед-афазиолог
*Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.