Протяженность маршрута в одну сторону – 1,5 км. Пожалуйста, заранее рассчитайте свои силы и посоветуйтесь с врачами реабилитационного центра!
На побережье Финского залива, почти каждый километр которого сегодня украшают небольшие и уютные дачные поселки, Комарово – стоит особняком. И выделяется оно творческой атмосферой, что царила здесь в прошлом веке. Историей, богатой на яркие имена, благодаря которым за Комарово закрепилась масса самых необычных определений: «поэтическая Мекка», «культурная резервация», «заповедник гениев», «академяки», и только в нашем веке о нем стали говорить, как о части «петербургской Рублевки». Что привлекало сюда людей неординарных, ярких, сумевших оставить след в истории и внести свой вклад в достояние русской культуры? Приглашаем Вас на прогулку в литературное прошлое этого замечательного поселка, где концентрация талантов на квадратный метр была самой большой в России...
Сто лет назад контраст между душным, по-летнему пыльным Петербургом и насыщенным запахами моря воздухом побережья был так разителен, что даже не имевшие дач горожане устремлялись сюда при любой возможности. Не говоря уже о поэтах, писателях, художниках и музыкантах, для которых величественная северная природа была неисчерпаемым источником вдохновения. На протяжении последнего столетия они охотно приезжали сюда черпать вдохновение, отдыхать и творить…
Помимо свежего морского воздуха, творческих людей буквально «пьянила» легкая и неформальная атмосфера, что установилась здесь в начале 20 века. За исключением признанных курортов – таких как Сестрорецк и Зеленогорск – дачная жизнь в небольших поселках была лишена городского официоза. На дачах мужчины не носили шляп, могли выйти «к самовару без жилета», в одной рубашке; раскланивались через забор, а не передавали через швейцара карточку, чтобы зайти в гости. И на чай к соседу заглядывали «запросто», то есть в домашнем платье и без приглашений. Именно такая свобода от общепринятых городских норм придавала особую прелесть дачной жизни для людей творческих, на которых угнетающе действуют любые навязанные рамки.
Но были и другие, куда более приземленные причины, по которым Финское побережье пользовалось популярностью у творческой интеллигенции. Гонорары начинающих талантливых поэтов, писателей, артистов, которые стекались со всех концов Российской империи в Петербург «за славой», часто не позволяли снимать квартиры в столице, и тогда они арендовали дома или комнаты в ближайших дачных поселках. И часто оставались там зимовать, поскольку в осенне-зимний период арендная плата здесь была совсем мизерной. Например, Корней Чуковский долго кочевал с семьей, переезжая с одной съемной дачи на другую, пока не приобрел в соседней Куоккале свою собственную. Для многих был важен и более спокойный политический климат – в составе Российской империи Великое княжество Финляндское обладало довольно широкой автономией и законы здесь действовали куда более лояльные к «идейной вольнице» и инакомыслящим.
Дачный сезон на Финском побережье длился с конца апреля по сентябрь, а если позволяла погода, то дольше – до октября-ноября. Жизнь на даче не была скучной. Очень быстро здесь возникла своеобразная диаспора дачников – «зимагоры», проживавшие в поселке круглый год, летом к ним присоединялись те, кто снимал здесь дачи постоянно. Сложились общества и клубы, объединившие фанатов лаун-тенниса, верховой езды, яхтсменов, кружки любителей рыбной ловли и гребли. Проводились состязания среди команд соседних поселков, собиравшие множество болельщиков. Вечерами играли в лапту, карты и бильярд, музицировали, читали стихи, устраивали любительские спектакли. Ставили классические и современные пьесы, но особым успехом пользовались фарсы и экспромты на тему дачной жизни.
В отличие от пустопорожних разговоров в столичных гостиных общение здесь было ярким, насыщенным и плодотворным. Обилие неординарно мыслящих людей, дачный образ жизни, дачная мода и развлечения – все это сложилось в особую, как говорят историки, «субкультуру», атмосферу андеграунда, где все новое, необычное легко подхватывалось и претворялось в жизнь.
Одним из центров притяжения петербургского творческого бомонда в Келломяках была дача Александра Мечиславовича Юхневича, заведующего театральной комиссией «Невского общества устройства народного развлечения». Большой дом с открытыми верандами и балконами, с которых открывался изумительный вид на море, сдавался артистам Мариинского театра. Сюда приезжала отдыхать Матильда Кшесинская, бывали актеры популярного в Петербурге театра «Народный дом» (ныне Мюзик-Холл) – певец и директор театра Н.Н. Фигнер, выпускник морского кадетского корпуса, морской офицер, оставивший службу ради музыки и ставший затем одним из ведущих певцов Императорской русской оперы. Гостили здесь и другие знаменитые певцы – Федор Шаляпин, Леонид Собинов, солистка Московского Большого театра Антонина Нежданова, которая по воспоминаниям современников, охотно пела народные песни на любительских вечерах и благотворительных концертах.
Еще ближе к побережью (по той же Морской улице) на большом участке размещался пансион Веры Поммер, о котором известно, что там бывал писатель и переводчик Борис Зайцев, позднее женившийся на келломякской дачнице Вере Орешниковой, родственнице или сестре управляющей Виллы Рено. Приезжала в пансион поправлять здоровье и Анна Вырубова – фрейлина и ближайшая подруга последней русской императрицы.
Где-то на границе Куоккалы и Келломяки (точная информация не сохранилась) в это время жил на своей даче Николай Федорович Анненский, народник и главный редактор журнала «Русское Богатство», чей дом современники называли «литературной дачей» и о брате которого, поэте и переводчике Иннокентии Анненском, Анна Ахматова писала: «Все поэты вышли из Анненского: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский… Он шел одновременно по стольким дорогам! Он нес в себе столько нового, что все новаторы оказывались ему сродни…»
Сын Николая Федоровича Юрий Анненков позднее вспоминал, что в доме постоянно гостили маститые и начинающие писатели и поэты. Бывали здесь Леонид Андреев, Александр Куприн, Осип Мандельштам, Велимир Хлебников. Ночевавший в гостевой спальне Есенин запомнился гимназисту Анненкову бархатными шароварами, фальшивой косовороткой и нарочито-рязанским говором, переходя на который поэт пытался флиртовать с горничной. На дачах известных меценатов была традиция давать открытые обеды, концерты и балы, собиравшие петербургскую творческую элиту. Рядом на своих дачах жили хлебосольный Илья Репин, художники Иван и Юрий Пуни, писатель Корней Чуковский, снимали дачу Максим Горький и Владимир Короленко, на любительских театральных подмостках – в Келломяках был свой летний театр «РИТЦ» – выступали петербургские артисты и талантливые любители, читал стихи гостивший у друзей Владимир Маяковский. В Терийоках в это время снимал дачу Блок, жена которого играла в труппе Мейерхольда, организовавшего там свой театр.
Позднее Д.С. Лихачев напишет в своих воспоминаниях, что на дачах царила атмосфера озорства и веселья, повсюду звучали музыкальные и стихотворные экспромты, ставились фарсы, в которых с удовольствием участвовали все – и взрослые, и дети.
А полвека спустя тот же Юрий Анненков напишет: «Руины моего дома и полуторадесятинный парк с лужайками, где седобородый Короленко засветил однажды в Рождественскую ночь окутанную снегом елку; где гимназистом я носился в горелки с Максимом Горьким и моей ручной галкой Матрешкой; где я играл в крокет с Маяковским; где грызся о судьбах искусства с фантастическим военным доктором и живописцем Николаем Кульбиным; где русская литература творила и отдыхала, — исчезли для меня навсегда, как слизанные коровьим языком…».
Короткий Серебряный век закончился временем великих потрясений - Первая мировая война, революция, Зимняя война 1939-1940 годов и, наконец, Великая Отечественная оставили большинство дач в Келломяках без хозяев, разметав оставшихся в живых дачников по всей Европе.
После Великой Отечественной войны заброшенные дачи и участки в Комарово решением правительства раздавали деятелям советской науки и искусства – уже переименованному в Комарово поселку суждено было стать местом отдыха новой творческой интеллигенции.
Первыми литераторами новой волны, поселившимися здесь в послевоенные годы, стали поэт и прозаик Борис Лавренев и драматург, киносценарист Юрий Герман, прошедший всю войну военным корреспондентом ТАСС и «Совинформбюро». Позднее, в начале 50-х, дачу Германа, расположенную в лесной части Морской улицы, занял драматург Евгений Шварц. Здесь им были написаны «Обыкновенное чудо» и сценарий «Дон Кихота». На углу Кавалерийской улицы и Большого проспекта в бывшем пансионе «Ласточка» (Кавалерийская улица, 8) после войны поселился известный актер театра и кино Николай Черкасов, снявшийся в фильмах «Дон Кихот», «Александр Невский», «Иван Грозный» и многих других известных советских кинолентах. На Саперной улице жили режиссёры Г. М. Козинцев, Н. Н. Кошеверова, И. Е. Хейфиц, у которого часто гостил молодой Алексей Баталов.
Помимо «писательских дач» Литфонда, где более 10 лет жила летом Анна Ахматова и снимали дачи представители Ленинградского союза писателей, в поселке для творческой интеллигенции были организованы «дома отдыха» – Дом отдыха и творчества театральных деятелей и Дом творчества писателей. Посмотреть на последний, мы с Вами сегодня и отправимся.
Дом писателей разместился в морской части Комарово (напротив дачи Черкасова) по одним источникам в 1945, по другим - в 1956 году. Возможно, расхождения связаны с тем, что здание бывшей дачи закрывалось для перестройки. Сам участок был передан в ведение Ленинградского отделения Союза писателей СССР еще в 1940 году. Однако первые 15 человек появились здесь только после войны, в июне 1945 г. Среди них был поэт, прозаик и мемуарист Анатолий Мариенгоф. Именно благодаря его воспоминаниям краеведам удалось установить «день рождения» комаровского Дома творчества писателей.
Дом писателей занял в Комарово два соседних участка вдоль Большого проспекта между Кавалерийской и Артиллерийской улицами. Один участок принадлежал до революции Иосифу Семеновичу Томарсу – оперному певцу и преподавателю Петербургской консерватории. Второй – с большим деревянным домом – некому Гесли, информации о котором в архивах практически нет. Дом Гесли, в отличие от сохранившейся до наших дней дачи Томарса, позднее был снесен – на его месте в 1958 году был построен новый трехэтажный спальный корпус в упрощенном варианте «сталинского ампира».
Иосиф Томарс (1867 - 1934) был известным оперным певцом. Учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова. В 1889 году после окончания класса вокала выступал на оперных сценах Тифлиса, Москвы, Риги, Киева, Одессы, гастролировал в Италии, Австрии и Германии. В 1902 году вернулся в Петербург и пел на сцене Итальянской оперы. С репертуаром романсов А. Даргомыжского, П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига выступал в концертах Павловского вокзала. О его певческом таланте с одобрением отзывались П. Чайковский и Ф. Шаляпин. За годы преподавания в Консерватории и в собственной певческой школе Томарс воспитал целую плеяду выдающихся оперных и эстрадных певцов. Дочь Томарса пошла по стопам отца, закончила Ленинградскую консерваторию и стала преподавателем вокала в ДК им М. Горького. Причины, по которым оставшийся в России после революции певец отказался и продал (или, может быть, передал?) свою дачу государству, до нас не дошли.
Не смотря на более чем скромные условия – узкие комнаты, простая обстановка (кровать, стол со стулом, шкафчик или вешалка), удобства в конце коридора, а питание в общем зале столовой - Дом творчества пользовался огромной популярностью у ленинградских писателей. Здесь, вдали от городской суеты и цензуры, писалось легко. Жители Комарово вспоминают, что летом из открытых окон доносился только дружный стрекот пишущих машинок и шуршание бумаги.
Частым гостем до постройки писательских дач здесь была Анна Ахматова. До сих пор на территории сохранилась беседка, в которой она любила отдыхать, и старый кедр.
Несколько лет подряд здесь останавливались популярные в советские годы ленинградские писатели - Вера Панова и Ольга Бергольц, Федор Абрамов, Вадим Шефнер, Александр Володин и Михаил Слонимский, детский писатель Виталий Бианки. В начале 70-х – дописывали свой «Пикник на обочине» Стругацкие. В 1971 году на территории появилось еще одно здание, где разместилась администрация и писательская библиотека.
В советский период все хозяйство Дома творчества находилось на балансе Литературного фонда СССР, и писатели отдыхали практически бесплатно. Сегодня за номер придется заплатить в среднем от 1500 рублей и больше. Правда и условия здесь уже другие. В 2012 году в «новом» корпусе прошел капитальный ремонт, в результате которого появились номера с удобствами, а на территории – баня и площадка для шашлыков.
Стоят корпуса Дома творчества писателей и гостеприимно открыта калитка, можно погулять по территории и посидеть в беседке Ахматовой, провести рукой по стволу старого кедра… но легкий налет запустения, лежащий здесь на всем, лучшее свидетельство тому, что второй Серебряный век Комарово уже в прошлом. И закончился так же, как и первый – разрушением основ. Сначала в 1988 году начались преобразования в структуре власти, три года спустя канул в лету Советский союз, а потом следом исчезли и творческие союзы, собственность которых до сих пор вызывает бесконечные судебные споры…
Но дух старого литературного Комарово пока еще жив – здесь и сейчас снимают дачи петербургские писатели и поэты, празднуется День рождения Ахматовой и несет цветы своим кумирам, нашедшим последнее пристанище в Комаровском некрополе, уже пятое по счету поколение читателей.