Протяженность маршрута в одну сторону – 2,0 км. Пожалуйста, заранее рассчитайте свои силы и посоветуйтесь с врачами реабилитационного центра!
Адреса: ул. Осипенко, 5 / пер. Осипенко, 3., ул. Озерная «Мемориальное кладбище».
Говорят, что сам воздух Комарово так насыщен поэзией, что встретить свою Музу здесь может каждый. Случалось, здесь начинали писать стихи люди, далекие от литературы, и рисовать пейзажи те, кто никогда раньше не брал в руки кисти и краски. Объясняя это странное явление, большинство сходится во мнении, что тихие тенистые улицы, пустынные песчаные дюны и морские горизонты Келломяки – Комарово за сто с лишним лет существования впитали столько поэтических образов, что аура поселка буквально пропитана вдохновением и одаряет им всех, кто проникнется его духом. И, может быть, поэтому во все времена так любили и любят бывать в Комарово люди творческие…
Вот и мы отправимся с Вами по местам, памятным для всех, кто любит поэзию Анны Ахматовой, в жизни которой Келломяки-Комарово было и колыбелью ее последних поэтических работ, и последним приютом, и местом, где она обрела покой…
И начнем мы путешествие со знаменитой «зеленой будки», где Анна Ахматова отдыхала и работала последние 10 лет своей жизни с 1955 по 1965 гг.
«Писательские дачи», как позднее будут называть небольшой участок в Лесной части Комарово, где стоит домик Ахматовой, появились здесь по распоряжению правительства. В 1954 году было принято решение сделать Келломяки (недавно переименованные в честь академика Комарова) своеобразным академическим поселком, где смогут отдыхать выдающиеся деятели советской науки и искусства. Получил здесь участок для строительства дач и Ленинградский литературный фонд.
Распорядители построили на участке четыре однотипных домика, которые на лето сдавались писателям, поэтам, литераторам и литературным критикам, состоящим в Союзе писателей. К моменту появления дач в 1955 году стихи и статьи Ахматовой после многолетнего замалчивания и травли (в 1946 году постановлением
ЦК ВКП(б) Ахматову исключили из Союза писателей, и цензура не пропускала ее работы) снова стали публиковать, и она получила в свое распоряжение половину одного из домиков. С этого времени «зеленая будка», как называла свой домик Анна Ахматова, заняла особое место в ее жизни.
«Ветхие скворешни» в Комарово сдавались писателям без мебели, и «бездомной и бесхозной» поэтессе налаживали обстановку соседи и друзья дачники - что называется с миру по нитке. В своей книге «12 встреч с Анной Ахматовой» Натан Готхарт вспоминал, что обстановка, в которой жила и работала великая русская поэтесса, была более чем скромной – крохотный коридорчик вел в столь же крохотную кухню и маленькую комнату, где стоял рабочий стол, весь уставленный подсвечниками, заваленный книгами и бумагами. Рядом – несколько стульев, табуретка и кровать. Даже не кровать – просто кроватная сетка с матрасом, поставленная на кирпичи. О ней Анна Ахматова отзывалась с иронией: «У меня кровать на кирпичах, а у Пушкина была на березовых поленьях». На стене – полка с книгами и икона. Рядом с дверью – несуразный высокий топчан, из-за которого дверь не открывалась полностью. Сама поэтесса шутила, что за такую планировку архитектору, который сделал в доме «всего одну комнату, остальное – веранды и коридоры – надо поставить памятник».
Ее называли «королевой-бродягой», столько в облике ее было царственной бесприютности. Не имея постоянного пристанища, она часто меняла место жительства – переезжала из Ленинграда в Москву, потом обратно, гостила у друзей и только летом неизменно оседала в Комарово. Видимо, здесь не так остро ощущались «бесприютность» и одиночество. Здесь ее окружали друзья, ученики, часто приезжали знакомые и почитатели, которые заботились о ней и опекали по мере сил.
Окончания строительства писательских дач в Комарово она ожидала на даче своих друзей на 2-й Дачной улице, д. 36 – у Александра и Сильвы Гитович, ставших для Анны Андреевны и друзьями, и первыми помощниками, а иногда и няньками. Сильва Гитович позднее вспоминала, как Ахматова, не дождавшись окончания работ, отправилась осваивать свою дачу. И не успела перебраться, как от нее пришла записка: "Милая Сильва, против окна моей комнаты стоит дровяной сарай. Взываю к Вам! SOS! Помогите! Целую. Ваша Ахматова". Гитович вспоминает: «Я тут же побежала к ним на Кудринскую, дала плотникам на пол-литра, и они перенесли сарай к забору. В житейских делах она была беспомощна».
Фаина Раневская, с которой Ахматова дружила долгие годы, вспоминала, что, оказавшись в Ташкенте, куда поэтесса была эвакуирована во время войны, застала ее в промозглой комнате с сырыми стенами, совсем без дров. И как позднее, после войны, узнав о Постановлении, первой примчалась к ней: «…В доме было пусто. Пунинская родня (последний муж Ахматовой – Пунин Н.Н.) сбежала. Она молчала, я тоже не знала, что ей сказать. Она лежала с закрытыми глазами. Я видела, как менялся цвет ее лица. Я подумала о том, что ее «подготовили» к инфаркту. Их потом было три, в разное время. Молчали мы обе. Хотелось напоить ее чаем – отказалась. В доме не было ничего съестного. Я помчалась в лавку, купила что-то нужное, хотела ее кормить. Есть она отказалась… Через какое-то время она стала выходить на улицу. И, подведя меня к газете, прикрепленной к доске, сказала: «Сегодня хорошая газета, меня не ругают».И только через много дней вдруг сказала: «Скажите, зачем великой моей стране, изгнавшей Гитлера со всей его техникой, понадобилось пройти всеми танками по грудной клетке одной больной старухи?».
После смерти Ахматовой дача продолжала сдаваться писателям, поскольку открыть музей в «зеленой будке» не было возможности из-за ветхости строения и тесноты. Обстановка «зеленой будки» частью бесследно исчезла, а частью была разобрана разными музеями и фондами. Знаменитое ахматовское кресло, как и личные вещи поэтессы, отправились в Фонтанный дом. Отреставрировали дачу уже в новом веке на частные средства московского физика и барда Александра Жукова, а мемориальную табличку на фасаде сделали «от руки» местные краеведы.
На участке вблизи дома сохранился колодец, вдоль забора все еще растет бузина, но не осталось и следа от клумбы с цветами и грядок с картошкой и зеленью, которые были тут при жизни Ахматовой.
Не случайно Марина Цветаева назвала ее «Анной Всея Руси». Поэтессе, ставшей Музой Серебряного века, посвящали стихи Александр Блок, Борис Пастернак и Осип Мандельштам, ее портреты писали лучшие художники, а судьба преподносила подарки один страшнее другого…
Он и праведный, и лукавый,
И всех месяцев он страшней:
В каждом Августе, Боже правый,
Сколько праздников и смертей…
Август был для поэтессы траурным месяцем, в котором она отмечала печальные юбилеи – смерть Блока и отца, расстрел первого мужа (уже после развода) – Николая Гумилева, самоубийство Цветаевой, арест и смерть в лагере политзаключенных последнего мужа – Николая Пунина…
Долгие годы после революции она была уверена, что единственного брата, служившего мичманом на Черноморском флоте и пропавшего без вести, подняли на штыки матросы. Ей пришлось пережить десять лет ареста и заключения сына… и пройти все это с высоко поднятой головой. И всех, кто знал и любил Ахматову, ее беспримерное мужество и стойкость восхищали едва ли не больше, чем поэтический талант.
Еще при жизни Анны Ахматовой ее дача стала настоящей Меккой. Поклониться поэтессе и просто поздороваться приходили не только литераторы, писатели и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором», в числе которых был Иосиф Бродский, но и далекие от литературы и искусства люди.
Бродский позднее напишет: «На всех нас, как некий душевный загар, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходивших. Мы не за похвалой к ней шли, не за литературным признанием или там за одобрением наших опусов… Мы шли к ней, потому что она наши души приводила в движение».
Здесь она дописывала свою «Поэму без героя», которой была отдана почти четверть века, и отсюда отправлялась в Англию за почетной степенью доктора, которую ей присудил Оксфордский университет за литературоведческую работу по творчеству Пушкина.
Как и при жизни Анны Ахматовой, «зеленая будка» по-прежнему принимает гостей. Каждый год в день рождения поэтессы здесь собираются поклонники ее поэзии, а на участке писательских дач проводятся литературные вечера и творческие встречи, неизменным символом которых является шляпка, так похожая не те, в которых когда-то любила появляться Анна Андреевна.
Здесь, в Комарово, она и просила ее похоронить. Анна Андреевна Ахматова – выдающийся поэт, прекрасный переводчик и литературовед – скончалась 5 марта 1966 года в Москве, но ее желание было исполнено, и сегодня не только дача, но и Комаровское кладбище, где находится могила поэтессы, стало местом паломничества почитателей ее поэзии.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...
От писательских дач и зеленой ахматовской будки изумрудной аллеей и мы с Вами отправимся к месту последнего успокоения великого русского поэта и просто женщины невероятного мужества.
Можно легко представить, как этой лесной дорогой поэтесса ходила к Щучьему озеру. Друзья вспоминали, что она, гуляя, любила собирать грибы и часто приносила из леса коряги, которые буквально заполняли все пустые места в комнате, на веранде, во дворе. И так легко представить здесь, среди вековых елей, где тишину нарушает только пение птиц, как «голос вечности зовет»…
Не смотря на сложные отношения с матерью в последние годы ее жизни, Лев Гумилев тяжело переживал утрату. Именно по его настоянию был заказан памятник, который сейчас установлен на ее могиле.
Авторами композиции выступили два скульптора: А. Игнатьев создал барельефный портрет Анны Ахматовой, крест и кованую розу (последняя сейчас хранится в Фонтанном доме) – скульптор В. Смирнов. Каменная стена некогда имела крохотное тюремное окошко, которое по замыслу создателей было символом как испытаний, выпавших ее родным и близким, так и тюрьмы, в которую пытались заключить ее мятежный дух власти. Но во избежание возможных последствий решетку прикрыли барельефом.
Сегодня Комаровское мемориальное кладбище – своеобразный филиал знаменитых «Литераторских мостков». Здесь с середины прошлого века стали хоронить советскую элиту – известных деятелей искусства и науки, среди которых можно найти популярных артистов кино, архитекторов и писателей, художников и музыкантов.
Когда бы Вы не заглянули в ахматовский уголок Комаровского «Некрополя», Вы всегда увидите живые розы – любимые цветы поэтессы, и горящие свечи, зажигаемые благодарными потомками во упокоение ее мятежной души.