Алла и Евгения Кузнецовы
Этим летом в Спутнике второй раз отдыхали представители известной петербургской династии актеров – сестры Кузнецовы, Евгения Петровна и Алла Петровна (в замужестве Чубарова).
Алла Петровна Чубарова – старейший член Общества ветеранов бальной хореографии Санкт-Петербурга и последняя из оставшихся в живых юных артистов театра Музыкальной комедии, принимавших участие в постановках во время Блокады. Свои воспоминания о предвоенном детстве, годах войны и Блокады Алла Петровна издала в 2015 году, выпустив в свет книгу «И все остались живы…».
Обложка книги А.П. Чубаровой. 2015 г.
Алла и Евгения родились в семье известного актера советского театра и кино Петра Васильевича Кузнецова. Отец умер незадолго до начала войны. Его жена, Инна Сергеевна Кузнецова, актриса театра, на тот момент не работала, поскольку в семье было четверо детей: кроме десятилетней Аллы и маленькой Евгении, были еще старшие – Ирина и Святослав, учащиеся хореографического училища.
Балерина театра Музыкальной комедии Нина Васильевна Пельцер, подруга родителей и бывшая соседка по квартире, сочувствуя семье, оставшейся без средств к существованию, устроила Инну Сергеевну билетным контролером в свой театр. Там во время Блокады и началась карьера актрисы Аллы Чубаровой. А после войны на ту же сцену пришла старшая сестра Ирина, потом после училища там выступала Евгения, а в начале 70-х годов несколько лет главным балетмейстером театра был старший брат Святослав.
В начале войны семья жила в центре города, на Караванной улице. Сестры вспоминают, что буквально после первых же налетов квартира осталась без стекол, и девочки вместе с мамой (брат Святослав уехал вместе с училищем в эвакуацию) перебрались жить на кухню, где не было окон. Здесь было значительно теплее, чем в продуваемых комнатах, но ужасно темно (поскольку к зиме электричества в городе уже не было), и постелям бегали крысы. В блокадном городе, вспоминают сестры, считалось, что это хорошая примета – из домов, которые попадут под бомбежку, крысы уходили. Ирина, отказавшаяся ехать в эвакуацию с училищем, почти всю войну гастролировала с театральной труппой на фронте, Женечка, пока хватало сил, ходила в детский садик, а Алла обитала за кулисами. Выжить им всем удалось только благодаря театру.
Театр Музыкальной комедии – единственный из ленинградских театров, работавший в осажденном городе. В декабре 1941 года здание театра пострадало во время бомбежки, но труппа уже на следующий день давала спектакль в театре им. Пушкина (Александринский), коллектив которого был в эвакуации.
Очередь в кассу Драматического театра им. Пушкина. 1942 г.
В самые тяжелые месяцы зимы 1941 – 1942 гг. шло по два спектакля в день. Несмотря на голод, холод, смерть актеров, спектакли ни разу не были отменены, и в зале всегда был аншлаг. Чтобы попасть на представление очередь за билетами занимали в 5 часов утра. Билеты вручались военным Ленинградского фронта вместе с орденами, ими награждали за ударный труд на заводах и оборонных работах. С рук билеты продавались по баснословной для блокадного города цене - за дневную порцию хлеба.
Спектакли шли даже во время бомбежек, играть приходилось при минусовой температуре. После утренних репетиций актёры овладевали навыками оказания первой помощи раненым, тушения зажигательных бомб, давали шефские концерты на мобилизационных пунктах, в госпиталях и воинских частях Ленинградского фронта, а ночью дежурили на крыше.
Шефский концерт в госпитале, 1942 г.
За годы Блокады концертная бригада театра дала более 1000 концертов. Голодные, замерзшие, уставшие они возвращались и снова репетировали – весной 1942 года в театре прошли сразу три премьеры: «Свадьба в Малиновке», «Любовь моряка», «Продавец птиц». Всего за время Блокады прошло 15 премьер. В эти полные боли и ужаса дни театр был для горожан олицетворением другой, мирной жизни, он дарил умирающему городу НАДЕЖДУ…
Выступление артистов балета, весна 1942 г.
Алла Петровна вспоминает, как рвались на спектакль фронтовики, перед возвращением в часть, совали контролеру остатки своих солдатских пайков, прося пустить в зал «без места», чтобы простоять на галерке весь спектакль.
Маленькой актрисе давали маленькие роли. В основном приходилось играть мальчиков, вспоминает актриса. Но даже маленькая роль означала небольшую прибавку к 125-ти граммовой детской норме хлеба. Выручали и возвратившиеся с фронта актеры концертных бригад. Фронтовики, сами сидевшие на скудном пайке, зная о бедственном положении в городе, делились с артистами тушенкой, хлебом, а те, в свою очередь, подкармливали в театре коллег и их детей.
«Даже сейчас, - говорит Алла Петровна, - я помню вкус крошечного черствого кубика хлеба, который иногда приносили мне мама или Женечка из садика, их там кормили немного лучше. Его можно было долго сосать. И все-таки нам было проще выжить – в семье, где четверо детей, даже до войны мы питались очень скромно».
С. П. Кузнецов. Сцена из спектакля «Спартак».
Вся дети семьи Кузнецовых пошли по стопам родителей. Ирина, Алла, Евгения после войны выступали в театре Музыкальной комедии, а после ухода со сцены занимались преподавательской деятельностью. Наибольших вершин, как признаются сами сестры, достиг брат Святослав. Он стал не только солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, но и блестящим балетным педагогом, профессором Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, почти 20 лет преподававшим на кафедре сценического движения. Святослав Петрович умер в 1992 году, похоронен на Комаровском мемориальном кладбище.
Сегодня следующее поколение Кузнецовых продолжает творческие традиции семьи. Сын Святослава - Андрей Кузнецов-Вечеслов, пошел по стопам отца и стал балетмейстером. Выбрал актерскую стезю и сын Аллы Петровны.
Накануне 75-ой годовщины снятия Блокады Ленинграда хочется от всего сердца пожелать Алле Петровне и Евгении Петровне крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и семейного благополучия!